Михаил Вербицкий. Песни Ганса Зиверса

Принято говорить, что монополия на интеллектуальный авангард в 1960-80-е в России принадлежала "Южинской группе" - сообществу авангардистов и метафизиков, группировавшемуся на Южинском переулке вокруг Головина и Мамлеева. Перипетии южинцев описаны, довольно аккуратно, в романе Мамлеева "Шатуны"; менее эзотерическая версия см. напр. здесь:

...То была, по выражению старого друга Мамлеева, эпоха "интеллектуального шизоидного подполья", единственного и неповторимого в своем роде. Наркотики и алкоголь были для него тем допингом, который быстрее приводит к финишу, называемому "метафизическим концом сущего". Последнее же было главной темой споров и разборок в Южинском. Днями и неделями, словно в горячечном бреду, там бормотали и кричали о черной магии и великих алхимиках Средневековья, о мировой энтропии и близком конце Света, о мистических ритуалах Древнего Египта и современном оккультизме. Там совершались странные ритуалы, на манер сатанинских....

Южинцы изобрели потрясающей гипнотичности систему образов, действительно, полностью монополизировав метафизический дискурс вплоть до середины 1990-х, когда это сообщество само собой дезинтегрировало. Мамлеев заслуженно известен и оброс имитаторами, Джемаль чего-то там делает в политике, а вот стихи Головина практически недоступны (за вычетом их исполнения ужасной группой Ва-Банкъ и Центр). Других южинцев вообще давно не слыхать.

Ганс Зиверс фиксирует южинскую эстетику и ту же метафизическую программу, но доводит ее до запредельного, потустороннего радикализма. Песни его можно сравнить разве что со стихами Александра Штернберга: там, где обычному поэту нужно 20 слов, Зиверсу нужно одно, но это слово убивает наповал. Что, впрочем, неудивительно, поскольку это слово будет, скорее всего, четырехсложное, имя какого-нибудь из дьяволов либо одного из малоизвестных извращений. Персонажи Ганса Зиверса -- масоны, дьяволы, фашисты и лесбиянки; даже будучи существами экстракорпореальными, они до предела зооморфны, а любой их жест преисполнен параноидального, нечеловеческого, значения. По стихам Ганса Зиверса следует изучать зоопсихологию и психологию ангелов, метафизику собачьих свадеб и метафизику фашистов в непременных небесно-голубых кадиллаках; биологию лиловых вшей в фиолетовых пластах мяса. Небо становится ближе, и на небе написано огромными светящимися буквами: КРОВАВЫЙ НАВЕТ.

Нет никаких сомнений, что эта запись принадлежит к числу лучших альбомов, записанных в России и в мире; тем более странно, что 15 лет, прошедших с ее создания, никто почти этого дела не слышал.

Песни Ганса Зиверса были написаны в 1981-1984 и записаны на бытовой магнитофон в 1986-м; где-то половину их опубликовал в ужасающем реал-аудио сайт Арктогеи, другая до последнего времени была неизвестна.

Исполнено оно голосом под гитару, но необычайная свежесть и эзотерический драйв этой записи не оставляет и мысли о КСП; скорее Кровавый Навет напоминает Вертинского и русский романс, а скорее еще -- опыты совсем недавнего Current 93, времен Soft Black Stars и All the pretty little horses.

Теперь оно, в поразительной красоты оригинальном оформлении, издано на компакте лэйблом УР-Реалист и распространяется совместно с Арктогеей.

:::: назад